?

Log in

No account? Create an account

Править запись | Следующая запись

Проповедь на Флм. 1:17

"Если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня" (Флм.1:17)

За лето наша церковь стала больше. Пятерых крестили, еще трое перевелись (с миром) из других церквей. Приятно, что столько людей приходят, чтобы молиться, славить Бога и слушать разбор слова Божия.

Чем больше людей, тем, часто, сложнее взаимоотношения ними. Как нам быть целостностной христианской общиной, членами единого тела Христова, а не просто разрозненными людьми, ходящими в один молитвенный дом?

Филимон
Филимон в представлении иконописца



И как показывать внешнему миру, что мы не просто очередной клуб "по интересам". Есть любители подледной рыбалки. Есть музыкальные фанаты. Есть футбольные болельщики. Кто-то макроме увлекается... А мы - клуб любителей Библии, да?

Как показать людям, - что мы церковь, что мы - Христовы, что мы имеем рождение свыше, мы "новая тварь" во Христе? На самом деле, если человек рожден свыше, то внешние люди это и так увидят. Дела человека, его поведение, - говорит само за себя. Дела человека, его поведение - это внешнее проявление его веры.

"Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон". (Рим.13:8)

Так говорит Апостол Павел.

Ну а разбирать мы будем Послание Филимону. Это маленькое частное письмо Павла. Единственное его действительно частное письмо во всем Новом Завете. Павел в послании Филимону не борется с грозящими Церкви ересями, как в Послании Галатам. Он не разъясняет основы христианской веры, как в Послании Римлянам. Не обличает погрязшую во грехе общину как в 1-ом Послании Коринфянам. Нет, он улаживает в этом письме лишь одно маленькое частное дело, одну конфликтную ситуацию.

Наверняка Павел за свою жизнь написал немало частных посланий, но вошло только это. Мы верим, что Сам Бог руководил составлением Библии, и если это послание вошло в Священное Писание, значит оно важно и богодухновенно. Вспомните, еак формировалась Библия: в течение 4-го века были собраны те Писаний, которые уцелели почти за 300 лет гонений на христианскую Церковь. Римские императоры пытались собрать и уничтожить по всей империи Писания христиан. Неподчинение грозило смертью, но самые ценные Писания христиане хранили, рискуя жизнью. Так Священное Писание и сформировалось. И маленькое частное письмо Павла Филимону тоже было сохранено, вопреки гонениям.

Если разобрать это послание, то выяснится, что в этом маленьком частном деле Павел поднимает очень насущные и очень актуальные для всех времен проблемы. И мы для себя из Послания можем извлечь очень важное назидание.

"10 прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:
11 он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его;
12 ты же прими его, как мое сердце.
13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование;
14 но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.
15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда,
16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.
17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.
18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.
19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.
20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе".
(Флм.1:10-20)


Это Послание писалось около 60 года из Рима. Павел говорит "в узах", - очевидно, в то время он находился в заключении в Риме, вероятно, оно было написано за несколько лет до его мученической смерти. Адресаты этого письма упоминаются в Послании Колоссянам, так что по всей вероятности они жители Колосс, - города в Малой Азии. Расстояние от Рима до Колосс немалое - порядка 1000 км.

Рим и Колоссы
Рим и Колоссы


Интересно, что у главных героев послания как бы "говорящие" имена. Имя главного адресата, - Филимон, означает "любящий", и он, повидимому, полностью соответствовал своему имени, потому что Павел описывает его как нашего возлюбленного и сотрудника. Филимон, - по видимому весьма зажиточный человек. У него дом, жена Апфия - христианка, которую Павел называет возлбюбленной сестрой. Архип который упоминается в начале и в конце Послания, по-видимому, сын Филимона и тоже христианин, - сподвижник, как его называет Павел.

У Филимона также есть домашняя церковь, которую павел также приветсвует. Скорей всего домашняя церковь - это группа людей, которая собиралась у него дома для разбора слова, молитвы и прославления Господа. то что у нас в наше время называется малой группой и проходит в нашей церкви по четвергам.

То есть что мы можем сказать о Филимоне? Жизнь удалась. Дом - полная чаша, семья и близкие - христиане в Господе.

У второго героя, Онисима, имя переводится как "полезный". В 11-ом стихе Павел обыгрывает это имя в виде каламбура "он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его".

Как следует из пиьма Онисим - это раб Филимона, который сбежал некогда от своего хозяина. И не просто сбежал, а нанес ему материальный ущерб. То есть, скорей всего, он просто банально обокрал Филимона. Сбежал он в Рим, там встретил Павла и Павел обратил его в христианство. Павел в тюрьме сидел достаточно вольно (возможно даже, что он сидел не собственно в тюрьме, а на частной квартире под домашним арестом) и мог общаться с христианами. Возможно, что Онисим и Павел были познакомились ранее, когда Павел гостил у Филимона. И может быть Онисим целенаправленно бежал к нему. А может быть, как в притче о блудном сыне он просто бежал насладиться вольной жизнью, но в конце концов дошел до отчаяния, раскаялся и пришел к Павлу. Мы этого точно не знаем, да по сути это и неважно. Важен итог - Павел обратил его в христианства и он сделался "годным" и весьма полезным.

И вот проходит время и они вместе решают, что Онисим должен отправиться в Колоссы к Филимону и примириться. Так что послание к Филимону - это собственно сопроводительное письмо.

Что касается того материального ущерба, который Онисим причинил Филимону, то Павел этот вопрос решает просто. Он говорит: "считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу". Это долговая расписка. "Я тебе должен денег". По законам того времени Филимон может обратиться с этим письмом в суд и истребовать долг с Павла. Но, конечно, это даже не предполагается. Филимон в суд не пойдет и Павел, чтобы Филимону не было так горько от материальной утраты, напоминает, что Филимон и сам должен Павлу самим собой - своим обращением из смерти в жизнь вечную....

Все говорят о деликатности Павла в отношении Филимона. Но ведь Павел вполне мог бы написать точно такое же письмо, не отсылая Онисима к Филимону. Он мог, воспользовавшись своим авторитетом, это уладить так, что и Филимон не остался бы на него в обиде. Он мог сделать все то же самое, но не отсылать Онисима.

Но Павел все-таки отсылает. Зачем он это делает? Чтобы Онисим примирился с Филимоном, чтобы Филимон его простил, как простил уже, вероятно, Онисим Филимона (ведь если Онисим сбежал, то вполне вероятно, что у него были свои обиды на Филимона)..

Причем Павел, - вот она, настоящая деликатность, - нигде не приказывает и не просит Филимона простить Онисима. Это сложное испытание для Филимона. Принять - примет, долг спишет. Без вопросов, нет никаких сомнений, он подчинится. Но как это будет выглядеть? Он может оказать Онисиму ледяной прием. А может простить... Простит ли? Это ведь гораздо тяжелее. Очевидно, что беглый раб нанес Филимону зло. Наверняка, помимо имущественного ущерба, Филимон испытал и чувства оскорбления.

И, может быть, Филимону было бы легче, если бы Павел оставил при себе Онисима. Судите сами: прошло время, надо думать, что не меньше года, а может и несколько лет. Ущерб восстановлен, обида забылась, душевная рана затянулась. А тут приходит Онисим и всплывает обиды: как видеть человека который принес тебе боль?

Но Господь наш говорит:

"Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". (Матф.6:14-15)

Тяжело...

Но это испытание не только для Филимона, но и для Онисима. Одно дело, когда Онисим доброму Павлу признается в грехе против Филимона. Павел поймет и простит. И грех ведь не против него совершен. А Филимон очень далеко. Признаваться в грехе гораздо легче перед Богом или перед человеком посторонним. А как придти и посмотреть в глаза Филимону?

И вот представьте себя на месте Онисима. Вы пришли к Богу, вы прощены Богом, вы возродились. А человек, реальный человек, которому вы причинили зло остался. И, может быть, и у вас на него есть обида. И чтобы вступить в новую жизнь, вам надо уладить застаревший конфликт, конфликт из прошлой жизни. Если мешает гордыня, - надо переступить. Мешает застенчивость - побороть. Надо придти и попросить прощения.

И Павел отсылает Онисима к Филимону. Он ждет, что первый покается, а второй - простит. Именно так.

Именно этого и от нас ждет Иисус Христос. Братья и сестры! Подумайте, есть ли вблизи вас или далеко от вас люди, которым вы не можете простить зла? Есть ли люди, непрощенные кем-то из вас?

Пример про К. и В.

Еще пример - про спор сестер.

Вроде бы маленький пример, вроде бы пустяк. А сколько у нас таких "пустяков" в нашей жизни?

А ведь те, кто ближе, те и ранят больнее. Легко простить католиков за инквизицию, немцев - за Вторую мировую войну. А когда зло непосредственно вам и от того, кто рядом с вами? Как простить того, кто сказал вам обидные грубые слова?

Самое ощутимое зло причиняют нам и больше всего страдают от нашего зла те, кто совсем рядом с нами, - в семье, на работе, в церкви. У всех ли мир на работе? В семье? В общине?

Когда в этой церкви совершается Вечеря Господня мы пьем из одной чаши. Как можно пить из одной чаши Господней с тем, на кого имеешь зло в сердце?

"Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон". (Рим.13:8)

Но... чем же закончилась эта история с Онисимом и Филимоном? Библия нам этого не говорит.

Известно, что примерно через 50 лет после этого, около 109 года мученика Игнатия, которого в православной традиции называют Игнатий-Богоносец, отправили на казнь из Антиохии в Рим. В дороге он писал послания, которые еще сохранились церквам в Малой Азии. Он останавливается в Смирне и пишет церкви в Ефесе. Заметим, что Ефес находится примерно в 200 км от Колосс, куда Павел в свое время направлял послание к Филимону. Так вот Игнатий-мученик в первых главах этого послания он много говорит об удивительном ефесском епископе. И как же звали этого епископа? Его звали Онисим. И Игнатий употребляет тот же каламбур, который в свое время употреблял Павел - он Онисим по имени и по своей природе, годный и полезный для Христа. Вполне вероятно что речь идет о том самом бывшем беглом рабе Онисиме...

Онисим
Онисим в представлении иконописца


Итак,

"Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон". (Рим.13:8)

Давайте встанем и помолимся о том, чтобы Господь смягчил наши сердца, чтобы даровал нам силу прощать тех кто причинил нам зло, и просить прощения у тех, кому причинили зло мы...

20 сентября 2009 года