?

Log in

No account? Create an account

Править запись | Следующая запись

Проповедь на Иоан. 6:26-29

26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог.
28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.


чудо насыщения хлебами
Чудо насыщения хлебами
(Иллюстрированная Библия, Франция 1372 г. взято у tapirr)



Дело было в Галилее, в окрестностях Тивериады, на берегу Галилейского моря, оно же Геннисаретское озеро. Накануне Иисус совершил великое чудо - пятью ячменными хлебами и двумя рыбками Он накормил толпу своих слушателей, числом в пять тысяч человек. А после трапезы осталось двенадцать коробов излишков еды.

После этого люди поверили, что Иисус - Пророк (Мессия), приход Которого предрекали древние еврейские пророки. По представлениям евреев, Мессия должен быть кем-то вроде царя, который прогонит, наконец, оккупантов и на земле обетованной наступит мир, благоденствие, покой, гармония (то, что в еврейском языке обозначается емким словом "шолом").

Поэтому слушающие захотели сделать Его царем. В синодальном переводе говорится "нечаянно взять". Но вообще-то то греческое слово "арпазо", которое в Синодальном переводе переведено как "нечаянно взять" более точно переводится как "хватать, похищать, захватывать". То есть подразумевается насильственное действие. Толпа, которую Он накормил пятью хлебами, хотела Его схватить и заставить быть своим царем.

Да, в Евангелии Иисус называется Царем Иудейским, но речь идет о духовной власти. Здесь же иудеи хотели сделать его политическим, земным царем. Но Иисус пришел не для того, чтобы прогонять оккупантов из Палестины. Ему не нужна была политическая земная власть. Царство Его - не от мира сего. Поэтому Он удалился на гору.

Можно предположить, что Он удалился помолиться, поскольку часто так делал.

Настал вечер. Ученики Иисуса сели в лодку и поплыли в Капернаум, который находится в нескольких километрах северней Тивериады. В Капернауме жила семья Апостола Петра, в том числе теща Петра, которую исцелил Иисус. И этот город служил пристанищем Иисусу и Его ученикам в то время, когда они проповедовали в Галилее.

Пока ученики плыли, началось волнение. Тут ученики увидели идущего к ним по волнам Иисуса. Они испугались, но Он им сказал: "это Я, не бойтесь". И лодка тотчас пристала к берегу.

На следующий день люди, которых накормил Иисус, увидели, что Иисуса нет. При том, что вечером лодка была одна - та, в которую сели ученики без Иисуса. Пока они удивлялись, из Тивериады подошли еще лодки, люди сели в них и поплыли в Капернаум, - искать Иисуса. Они нашли Его и спросили: "Равви! когда Ты сюда пришел?"

Но Иисус им даже не стал отвечать прямо на этот вопрос.

Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.


В чем смысл этих слов? Чувствуется упрек, укоризна. Почему?

Люди увидели чудо, великое знамение. Что такое пять тысяч человек? Если во Владивостоке наша центральная площадь Борцов за власть Советов будет полностью заполнена людьми, то как раз примерно тысяч пять человек там и разместится. Представляете? И вот приходит человек, берет пять хлебов и две сушенные рыбки, его помощники начинают их раздавать, и оказывается, что этого хватает, чтобы насытить толпу, после чего останется пищи больше, чем было изначально.

Нам это даже представить себе трудно. А эти люди видели все это воочию, своими глазами. Они не только видели, они ели этот хлеб и рыбу, и они насытились. А после этого захотели насильственно сделать царем Иисуса, и когда Он ушел от них, они Его разыскали и на другом берегу озера.

Что они хотели от Него? Да еды они бесплатной хотели. Им понравилось. Раз - и накормили досыта и за просто так. Именно для этого они и хотели седлать Его царем. Чтобы Он их кормил ежедневно. Тогда вообще можно было бы всем народом не работать в поте лица. Они поняли что Иисус нашел какой-то способ добывать блага, исходящие от Бога. И надеялись, что возможно Иисус добудет им еще что-то...

Но Иисус пришел не для, чтобы просто раздавать бесплатную пищу. Он принес этим людям и хотел дать им нечто, несоизмеримо большее, чем еду, которую можно съесть и переварить. Он принес им жизнь вечную. Радость вечного общения с Богом...

Но они этого не оценили. Поэтому Иисус им и говорит с укоризной:

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог.


Понимали ли эти люди, что произошло великое чудо, знамение, которое не сотворить без Бога? Понимали! А как этого не понять? Это чудо им понравилось. Они видели в этих ячменных лепешках Божье благословение. Они хотели еще.

Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.


В последнем стихе сосредоточен не только смысл данной главы, но и главное смысловое послание всего Евангелия.

Веровать в Иисуса Христа, - вот дело Божие. Вот что он нас требуется. Это то, что угодно Богу.

...Если читать эту главу дальше, то мы увидим, что Иисус им говорит, Он и есть - хлеб жизни, что верующий в Него имеет жизнь вечную. Какие это щедрые обетования, какие потрясающие слова. Вечная жизнь! Это не горбушка хлеба.

Здесь, в этом мире, больше похожем на ад, чем на рай, для человека открывается возможность жить Богом, питаться Им.

Но какова реакция этих людей? Когда они понимают, что бесплатных ячменных лепешек не предвидится, что Иисус пришел не для того, чтобы кормить их сушеными рыбками они постепенно утрачивают интерес к Его словам. Куда-то рассасываются. Евангелие не говорит нам, все ли из этой толпы ушли или кто-то все-таки уверовал. Возможно, что были уверовавшие, но судя по всему, для большинства слушающих это прошло, что называется, "мимо". Они видели это потрясающее чудо, они ели эти хлеба и рыбы, они говорили с Сыном Божиим лицом к лицу, слышали Его проповедь, - но все мимо. Самого главного они не услышали. Точнее, не захотели.

Когда Бог призвал пророка Исайю на пророческое служение Он ему сказал:

Пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего.


Такие вот грустные дела.
Выйдете на улицу: подавляющее большинство - неверующих. В том числе и многие из тех, кто номинально причисляет себя к госрелигии, - по сути неверующие. Хотя про Христа Спасителя слышали бы вроде все. Может, не все слышали полную, глубокую проповедь, но что-то краем уха слышали абсолютно все. В нашем городе, во всяком случае...

Слухом слышали - но не уразумели...

Большинство людей живут плотской жизнью и ищут радостей плоти. К духовной жизни они равнодушны. Кто-то готов ради денег, ради этих плотских радостей, пойти даже на убийство....

Но вы скажете: а зачем нам это говорить? Это надо на улицы идти и рассказывать тем безбожникам. Они такие-сякие, грешники. А мы! Мы же все здесь в церкви собрались верующие. Христиане. "Цари и священники Богу нашему", - так мы названы в книге "Откровение". Зачем нам-то рассказывать о вере во Христа?

Братья мои и сестры. Но разве Иисус обращался к безбожникам? Те люди из накормленной хлебами толпы, были иудеями. В массе своей тоже считали себя верующими. Приверженцами ортодоксального иудаизма. Частью избранного Богом народа. Они верили в Бога-Отца. Их нельзя назвать неверующими.

Но когда Бог дал им это великое знамение с хлебами, - это прошло мимо них. Они в этом знамении не увидели ничего, заслуживающего внимания, кроме бесплатной еды. Желание наполнить по легкому свое чрево заслонило от них Бога, в которого они (якобы) веровали. Вот такие они верующие.

А мы? Всегда ли мы - верующие и во всем ли мы - верующие? Не заслоняет ли наше чрево, наша плоть, от нас Бога?

Просить Бога о материальном можно, если это не главная составляющая в ваших отношениях с Ним. Ведь человек - создание эгоцентричное. Ему свойственно смотреть на мир через призму своих желаний и потребностей. Это нередко используется лжепастырями и лжепророкаками, для услаждения слуха своей заблудшей пастве.

Есть целое псевдохристианское течение - "евангелие процветания". Его проповедники постоянно говорят, что надо стремиться к мирскому благополучию, дескать, это для славы Божьей. Дескать, Бог хочет, чтобы все, абсолютно все, были богатыми и здоровыми. Бедность - порок, а богатство - добродетель.

Один из самых известных "пророков" "евангелия процветания" - пастор-нигериец Сандей Аделаджа, при участии которого создана финансовая пирамида в Киеве. С паствы были собраны деньги под обещание больших процентов. В прошлом году пирамида, естественно, лопнула, был большой скандал с привлечением правоохранительных органов, который продолжается до сих пор. Никто сейчас не знает, что делать с Аделаджей...

Сандей Аделаджа
Сандей Аделаджа


Это естественный конец, потому что это ложное христианство. Когда христианство превращается в религию удовлетворения плотских потребностей и наслаждения - оно обречено на провал. Это не есть дело Божие. Бог не даст собой манипулировать посредством веры для получения больших или мелких выгод.

Апостол Павел говорит:
Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.


Вы скажете, у нас такого нет. Да, проповеди "евангелия процветания" нет, но потребительское отношение к Богу есть среди верующих независимо от деноминации. Это на уровне отдельных людей - личных отношений каждого верующего с Богом.

Надо понимать, что у нас свои представления о благополучии, у Бога представления о нашем благополучии могут быть совсем другие.

Господу очень часто приходится поднимать наш взор выше, чем мы привыкли смотреть. Даже когда мы слышим Его слова, все равно понимаем их как-то приземленнее, чем Он.

Иисус ходил по земле и Ему голову негде было приклонить. У Него не было ничего. Сатана предлагал Ему все сокровища мира, - Иисус отказался. Потому что Царство Его не от мира сего.

искушение в пустыне
Искушение Христа в пустыне от сатаны
Картина Ивана Крамского "Искушение Иисуса"


Библия говорит:
Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.


Мы должны помнить об этом, чтобы не оказаться в положении тех евреев, которые получили великое знамение с хлебами, говорили с Сыном Божиим лицом к лицу, но главного не увидели, не услышали и не поняли, потому что думали о плотском, о тленном. И хотели от Него плотское, а когда Он с ними заговорил о вечном и духовном, они Его просто не стали слушать.

Помните об этом, чтобы не остаться вне Царства Небесного, которое не от мира сего.

A. Дeмeнтьев, 23 августа.