?

Log in

No account? Create an account

Править запись | Следующая запись




Баптистская церковь Владивостока: путь веры, страданий и побед

Во Владивостоке в ноябре пройдет празднование 100-летия со дня появления в городе первой евангельско-баптистской общины. В честь данного события Епископ Объединения Церквей Евангельских христиан-баптистов Приморского края Владимир Трохименко и кандидат философских наук, доктор исторических наук, член президиума Российского объединения исследователей религии, председатель Приморского отделения РОИР Светлана Дударенок расскажут об этапах возникновения баптизма во Владивостоке. Также специалисты в области религиоведения готовы ответить на актуальные вопросы современного богословия.

Валентина Антоновна: Здравствуйте, уважаемый Владимир, Вы всегда были баптистом? Если нет, то почему выбрали эту церковь?

Владимир Трохименко: Думаю, что веру в Бога надо выбирать сознательно. Баптистами становятся только сознательно, потому что крещение в баптистских церквах преподают только при сознательном выборе, когда человек может дать оценку своим поступкам. Если говорить обо мне, то я с раннего детства посещал баптистскую церковь в городе Владивостоке, потому что моя мать была членом этой церкви. Я вообще не помню себя вне церкви: мое детство, потом юность прошли в церкви. Когда наступило время определяться в своих отношениях с Богом, у меня не было терзаний по поводу выбора: с баптистской церковью к тому времени я уже слился, принял учение, которое исповедовалось на богослужениях, читая Библию, видел все, что говорится на собраниях, соответствует Писанию, разногласий у меня не было. Так что, доверив свою жизнь Христу раз и навсегда и приняв крещение в 18 лет, я стал членом церкви евангельских христиан-баптистов г. Владивостока и стал баптистом.



Василий: Какие основные отличия баптистов от православных?

Владимир Трохименко: Действительно, есть отличия в веровании и в отправлении религиозных обрядов у православных и баптистов. Одни отличия видны многим, и касаются внешней стороны верований, другие отличия заметны при более детальном знакомстве с тем и другим вероисповелениями.
Вот некоторые внешние отличия между православными и баптистами, которые заметны всем:
В баптистских молитвенных домах нет икон, нет свечей, мы не поклоняемся людям, возведенным в ранг святых, не поклоняемся мощам и святым реликвиям. Но мы помним и уважаем своих наставников, которые прошли впереди нас и оставили нам славное наследие. В православии есть разделение в церквах на «клир» (священнослужители) и «мир» (прихожан), у баптистов же провозглашается принцип всеобщего священства и руководители поместных церквей это «первые среди равных». Богослужение у баптистов проводится на понятном языке той местности, где расположена церковь. В православии же часто используется уже многим непонятный старославянский язык. Есть и другие внешние различия.
Есть также и такие различия, которые не всем видны. Эти различия касаются богословия. Главное среди этих различий состоит в том, что баптисты свою веру основывают только на Библии. «Solo Scripture» - «только Писание», такого принципа придерживались христиане древних веков. Православное верование утверждается на Библии (как у баптистов), но также и на учениях отцов Церкви. Это два равнозначных источника верований православного христианина.
Но хватит о различиях. У православных и баптистов есть и много общего. Мы все верим в Одного Бога, Который сотворил все видимое и невидимое. Мы все верим в Иисуса Христа, Сына Божьего, Который пришел в этот мир спасти грешников, родился от девы Марии, умер за грехи наши, был погребен и воскрес на третий день для нашего оправдания. Мы все верим в Духа Святого, третью личность Божества, верим в воскресение мертвых, верим во второе пришествие Иисуса Христа за Своею Церковью. Это нас сближает, делает нас христианами. Это намного важнее, чем наши различия.

Анатолий Корягин: Если человек выбрал другую веру, какое у баптистов отношение к такому человеку?

Владимир Трохименко: Здравствуйте, Анатолий! Здесь есть разные причины, почему человек оказывается в другой вере, в другой церкви.
Бывают случаи, когда человек волей Божьей оказывается в местности, где нет баптистской общины. У этого человека нет возможности или способности организовать церковь баптистского вероисповедания, поэтому он вынужден посещать не баптистскую церковь. Мы переживаем за таких людей, потому что понимаем, что он имеет некоторые сложности в духовной жизни.
Когда же человек сознательно уходит из баптистской церкви, то мы переживаем и за этого человека и за ту церковь, которая принимает такого человека. Мы признаем, что любой человек имеет право на свободу совести, и мы не должны перестать уважать за его новое понимание веры. Только крайне редко происходят такие перемены искренне. Чаще всего за таким событием стоит конфликт. И вот поэтому я переживаю за такого человека. Я переживаю за другую церковь, потому что в ней появляется новый конфликт, новые трудности. И притом практика показывает: однажды переменив убеждения, в следующий раз изменить убеждения еще легче. И сменить церковь во второй раз тоже легче.

Мария: Баптисты в России известны как законопослушные граждане, ведущие здоровый и трезвый образ жизни, трудолюбивые и честные. Почему же тогда в обществе к баптистам настороженное отношение?

Владимир Трохименко: Спасибо Мария за вопрос. Похоже, что Вы встречались с верующими, и, возможно, с баптистами. Действительно, верующие в Бога люди отвечают тем характеристикам, которые Вы привели в своем вопросе. И закономерен Ваш вопрос: «Почему такое отношение к ним?»
Есть несколько причин этому.
Историческая причина. Когда в нашей стране власть захватили большевики-коммунисты, то они для себя приняли принцип «воинствующего атеизма». Это не просто отрицание существования Бога, но активная борьба против тех, кто верил в Бога. Как велась эта борьба Вы можете узнать из исторической литературы. Еще могу предложить книгу «Авэн-Эзер» (автор А.Дементьев), рассказывающую о евангельско-баптистском движении у нас в Приморье с 1911 по 1990 гг. В своей антирелигиозной борьбе коммунисты не брезговали даже откровенной ложью. Так они говорили, что баптисты приносят в жертву своих детей, совращают молодежь, на своих собраниях занимаются развратом, насильно затягивают в секту. Много разных лживых историй ходило среди простого народа, чтобы создать атмосферу нетерпимости к верующим. Пропаганда атеизма велась очень активно, и в сознании людей сформировалось устойчивое мнение о баптистах: это плохие люди, их надо опасаться. До наших дней это мнение все же докатилось. С нами живет поколение людей, которое родилось и выросло при Советской Власти. У них продолжает существовать прежнее негативное мнение о баптистах, и они продолжают его распространять. Конечно же, влияние такого мнения сегодня значительно слабее, чем прежде.
Религиозная причина. Сегодня негативное отношение к баптистам, к сожалению, формируется под воздействием православия. Баптистов наряду со всеми инославными записали в разряд сект. Баптистов, одни из самых миролюбивых верующих, поставили в одном ряду с явно террористическими и нехристианскими организациями. Многих людей поначалу сильно пугало слово «секта». К счастью, есть подобные люди, как Вы, которые критически относятся к таким заявлениям о сектах, и предпочитают поближе узнать верующих.
Причина в образовании. Не будем винить всю систему образования. Уже нет в высших учебных заведениях такого предмета как атеизм. Раньше он был, и студенты пусть слабо, но все же имели представление о религии. Сегодня сведения о религиях не предоставляется ни административным работникам, которые должны бы разбираться в этих вопросах по долгу службы, ни журналистам, которые формируют мнение народа через СМИ.
Внецерковная причина. Много людей сегодня не хотят обременять себя поиском истины, перепроверкой поступающей к ним информации. Они где-то что-то услышали о верующих (чаще это негативная информация, чем позитивная), приняли ее к сведению, но очень редко они зайдут в молитвенный дом к баптистам. А вдруг чего с ними случится там?! И утверждаются в своем мнении и другим при случае передадут.
Церковная причина. Суть ее в том, что баптисты мало о себе информируют, поэтому-то люди и не знают о нас. Последнее время эта ситуация изменяется: церкви имеют свои сайты, где выставляют информацию о себе, проводят свои мероприятия открыто перед людьми, распространяют печатную продукцию, Библии и Новый Завет, организовывают летний отдых не только для верующих, но и для не таковых.

Александра Игоревна: Что вы несете русскому народу ценного, чего он не мог бы найти в православии?

Владимир Трохименко: Если бы меня попросили дать оценку вопросам, которые прозвучали, поступили для обсуждения, то этому я дал бы самый высший балл! Мне легче было бы ответить на вопрос: что ценного народу русскому несут православие и баптизм? Но нет, передо мной стоит другой вопрос, и он очень сложный.
Ответ бы начал так: ничего другого истинно (в Божьем свете) ценного, что есть в православии, баптизм не дает. Вы удивлены откровенным ответом? Поясню. Баптисты тоже хвалятся Христом, и только Христом. Православие ценно ничем другим, как только Христом, но при этом они поклоняются не только Христу, но и людям, возведенным в ранг святых, но это не по Библии (см. Новый Завет, Деяния Апостолов 10 глава 25 и 26 стихи).
Баптисты ценят Библию, как писание Бога. И православные ее ценят. Скажу больше, они в 19 веке перевели ее на язык современников. Но к Библии они присоединяют труды отцов церкви. Я не понимаю, как можно в один ряд поставить безошибочного Бога и людей, которым свойственно ошибаться?
Баптисты заключают завет с Богом через крещение. Оно совершается в возрасте, когда человек может дать самому себе оценку, сознательно признает себя грешником, и отдается в милость Божью на всю свою жизнь. Крещение у баптистов совершается бесплатно, как и все другие религиозные обряды. Православные тоже крестят, иногда за деньги, иногда в бессознательном возрасте, когда человек за себя не отвечает.
Баптисты требуют от своих членов послушания Божьим словам, которые записаны в Библии. На это человек в баптистских церквах соглашается добровольно, без какого-либо принуждения. Более того, баптисты строго следят за тем, чтобы практическое применение святой (отличающейся в лучшую сторону) жизни осуществлялось не раз от разу, не периодически, а постоянно. Православие тоже призывает жить святой жизнью по заповедям Христа. И я радуюсь, что и среди православных немало стремящихся к чистой, добродетельной жизни. Ответьте только на два вопроса: сколько православных сидит в тюрьме, (не за свои убеждения естественно) и сколько там баптистов?
Можно продолжать, но ограничусь этими сравнениями. Баптисты ничего другого истинно ценного (в Божьем свете), что есть в православии, не принесли. Но они несут русскому народу истинные Божьи ценности без каких-либо человеческих примесей.

Анастасия: Светлана Михайловна, почему вы участвуете в этой конференции, ведь баптисты - еретики-сектанты?

Светлана Дударенок: Я считаю, что баптисты, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня и пятидесятники для нашей страны являются традиционными религиозными организациями, более вековое их существование в нашей цивилизационной среде адаптировало их вероучение к российской ментальности, позволило выработать свои социальные доктрины и определить свое место в российской действительности.
Для российского Дальнего Востока, который изначально осваивался людьми с различными вероисповедными и этническими корнями протестантизм (баптизм, евангельское христианство, адвентизм и пятидесятничество), история которых не прерывалась даже в самые страшные советские годы, религии, которые необходимо признавать традиционными, в дополнение к другим исторически призванным. Тем более, что количество протестантских религиозных организаций на российском Дальнем Востоке значительно опережает количество исламских, иудейских и буддистских общин. Не использовать возможности протестантских церквей в решении назревших проблем дальневосточного региона не просто расточительно, а глупо.
Чтобы осознать, что данные церкви такие же традиционные они должны сами, совместно с научным сообществом региона восстановить свою историю, роль своих церквей в хозяйственном и культурном освоении региона.

Олег Суровый: Часто приходилось слышать, что протестантизм в России привезли американские и корейские миссионеры в 90-х годах. А тут они вдруг празднуют 100-летие... Есть ли документальное подтверждение что протестанты у нас так давно?

Светлана Дударенок: Я не знаю где и от кого Вы это слышали. Это могли сказать только те, кто не знает не только истории родного края, но и истории родной страны. Наличие в законодательстве Российской империи запретительных статей против штундистов (именно так называли первоначально баптистов) говорит о том, что они не просто БЫЛИ. А доставляли царским властям определенное беспокойство. Я не буду возражать против утверждения, что наиболее динамично протестантские общины стали развиваться у нас после принятия закона «О свободе вероисповедания» (1990 г.) и что протестантам, в отличие от православных, значительную помощь в организации нормальной религиозной жизни оказывали в эти годы их зарубежные единоверцы.

Марина Ильдаровна: Правда ли, что советская власть относилась к протестантам намного мягче, чем к православным?

Светлана Дударенок: В первые годы советской власти до 1929 года советская власть, действительно, относилась к протестантским общинам более лояльно, чем к православным. Протестанты в этот период смогли не только организационно оформиться, но и создавать производственные и сельскохозяйственные артели, различные общественные организации, созывать съезды и пр. на Дальнем Востоке этот процесс шел наиболее бурно и по сравнению с другими регионами страны в 1920-е годы протестантизм у нас развивался наиболее динамично. Некоторые протестантские лидеры этот период (1917-1927) назвали «золотым десятилетием» российского протестантизма. Я не совсем согласна с таким утверждением, так как первые репрессивные мире против протестантов, даже у нас на Дальнем Востоке применяли уже в 1923 году.
Почему советская власть была к протестантам более либеральна? Потому, что ей необходимо было ликвидировать наиболее организованную и крупную религиозную организацию – Русскую православную церковь. После принятия Постановления ВЦИК и Совнаркома «О религиозных объединениях» под каток государственной машины попали все религиозные организации как православные, так и протестантские.

Саша: вот вы говорите, поменяв убеждения, второй раз поменять еще легче, но ведь вы же уже их поменяли один раз став баптистом, а не православным где гарантия, что вскоре вы не станете мормоном или свидетелем Иеговы?

Владимир Трохименко:
Спасибо Саша, что Вы читаете переписку и размышляете при этом. Я всегда приветствую такое аналитическое чтение. Теперь ответ на Ваш вопрос. В моем случае очень трудно сказать, что я поменял свои верования. Как уже Вы читали, то я родился в семье, где мать уже посещала баптистскую церковь. Можно сказать так: «я с молоком матери воспринял» убеждения баптистов. О православии и речи не было в среде, которая меня окружала. Тем более я родился и вырос, принял Господа и крещение по вере в то время, когда вера в Бога не то, что не приветствовалась, но более: таких людей считали неблагонадежными, с ними боролись. Поэтому нельзя меня считать перебежчиком в другую веру.

Но, может быть, Вы говорите о Православии, как исконной вере русского народа, и всякий случай неправославного верования надо рассматривать, как оставление «веры отцов»? Если так стоит вопрос, то я с ним не согласен. Православие появилось на Руси в конце 9 века. Вот если бы оно возникло в недрах России, то еще можно было бы говорить о русской вере. Но Православие пришло к нам из-за границы, из Византийской империи – современная Турция. И прошло несколько столетий прежде, чем Православие распространилось по всей древней Руси. А изначальная вера Руси – язычество. А через почти 1200 лет очень трудно помнить свое происхождение.

Виктория: А почему распространено мнение, что баптисты приносят жертвы и едят детей?

Владимир Трохименко:
Здравствуйте Виктория. Спасибо за вопрос. Такое негативное мнение о баптистах появилось во времена антирелигиозной борьбы в советском государстве. Эта борьба против веры в Бога широко развернулась примерно с 1927 года, и практически до середины 80-х прошлого столетия не прекращалась. Ну как отвратить людей от баптистов? – Напугать их страшилками, и стереотип готов.

Сегодня продолжают жить люди, которые родились в выше указанный период. Это наши дедушки и бабушки, отцы и матери. У людей в солидном возрасте очень трудно поменять убеждения даже если они ошибочные. Вот и продолжает существовать не очень хорошее мнение о баптистах. И есть люди, которым существование этого мнения на руку.

Вот только надо подумать: баптизм в мире существует более четырехсот лет. В этом году исполняется 145 лет, как баптизм появился в России. Сто лет отмечаем сегодня баптизму в Приморском крае. Баптистские церкви зарегистрированы в органах Юстиции Российской Федерации, баптисты открыто осуществляют свою деятельность в городах и поселках. И неужели правоохранительные органы закрывают глаза на такое ужасное действие, как жертвоприошение и пожирание детей? Неувязочка...

Игорь Иванович: Как Ваша церковь отнеслась к инциденту с Pussy Riot? Сегодня многих интересует мнение от различных религиозных организаций по этому случаю. Общественное мнение разделилось. Как церковь баптистов отнеслась с инциденту?

Владимир Трохименко:
Это не приятный случай для любой религиозной организации, это нарушение общественного порядка. Но не стоило раздувать из этого грандиозный скандал. Может быть, просто, это кому-то было нужно? Например для того чтобы появился законопроект об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих. Мы бы не стали, а может быть нам и не дали так сгустить краски, если бы подобный инцидент произошел в баптистском доме молитвы. Бог повелевает в Священном Писании таковых прощать (Новый Завет, Евангелие от Луки 11 глава 25 стих), а суд отдать справедливому Богу (Новый Завет, послание Римлянам 12 глава 19 стих). Но такая реакция естественна в «светском» государстве, где, к большому сожалению, происходит тесное соединение религии и власти. Что из этого может получиться, в истории России уже есть примеры, увы, печальные…

Николай: Как считаете, происходит или нет сращивание государственного аппарата с институтом РПЦ в современной Россией? Если да, то, как к этому относитесь?

Светлана Дударенок:
Процесс клерикализации в нашей стране идет. Как можно к этому относиться? Только отрицательно. При сращивании интересов государственного аппарата и церковных структур Церковь просто напросто теряет право критиковать власть.

Виктория: Скажите, как вы относитесь к тому, что глава РПЦ разрешил священнослужителям участвовать в выборах, если те собираются бороться с противниками православной церкви? Разумно ли это?

Светлана Дударенок:
Это разрешение противоречит даже Уставу Русской православной церкви, где говориться о том, что Церковь не будет заниматься политикой. Православный верующий как и любой гражданин РФ может принимать участие в выборах, выдвигать свою кандидатуру на любую административную должность, а вот чиновникам от Церкви, вороятно. этого делать не стоит

Ирина: Здравствуйте Светлана. Хотелось бы узнать ответ. Насколько мне известно, в большинстве случаев баптисты, находят себе пару среди единоверцев. Возможен ли брак между баптистом и православным христианином. Если да, то в какой форме будет проходить свадебный обряд: по православным традициям или по евангельско-баптистской общины.

Светлана Дударенок:
Мне представляется, что в браке между представителями родственных христианских религий нет ничего предосудительного. Если молодожены не договорятся ( а, вероятно, они не договорятся, так как православных священник не будет венчать некрещенного по православному обряду брачующегося), то будущие супруги должны заключив гражданский брак (а только такой брак имеет юридическую силу) жить, любить, уважать друг друга, воспитывать детей по христиански независимо к какому направлению христианства они себя относят

Сергей: Баптисты соблюдают посты?

Владимир Трохименко:
Приветствую Вас, Сергей. Спасибо, что Вы присоединились к нашим рассуждениям о баптизме.

Мы следуем словам Священного Писания, и там, в Ветхом и новом Заветах, много говорится о постах. Мы, баптисты стараемся следовать указанию Библии в этом вопросе.

1. Священное Писание о посте указывает, что важнейшей частью является его духовная составляющая, а не физическая. Многие понимают пост как простое голодание. Это не правильно. Главное приблизиться к Богу, взывать к Нему, чтобы быть услышанным, смириться перед Ним, чтобы быть принятым. Не принятие пищи при этом лишь помогает, но не является двигающим моментом. Что говорит Библия об этом можно прочитать в Ветхом Завете в книге пророка Исайи глава 58, в Новом Завете Евангелие от Матфея 6 глава 16-18 стихи. Это не весь перечень текстов, где есть упоминание о посте.

2. Баптисты не придерживаются православного календаря постов, при этом мы не осуждаем его и тех, кто следует ему.

3. Баптисты обычно воздерживаются от приема пищи на весь период поста. Есть случаи, когда участники могут принимать пищу, но это физически ослабленные или больные люди. Но и при этом, они все же придерживаются ограничения в пище.

4. Пост у баптистов может быть коллективный (от 2 человек и более) и индивидуальный.

5. Обычно, мы не придерживаемся и точных сроков поста, т.е. однодневный или трехдневный, или 7 дней, 14, 21 или 40 дней. Длительность поста зависит от цели, которую верующий человек или группа верующих ставит перед собой. Тем более, Бог смотрит не на наше изнурение плоти в этот момент, а на сокрушение нашего духа перед Ним.

Более полно о посте в баптистских церквах Вы можете узнать в беседе с пресвитерами наших церквей.

Марина: А как баптисты справляют свадьбы и отмечают праздники?

Владимир Трохименко
: Марина, здравствуйте. На Ваш вопрос коротко ответить затруднительно. В данном случае права русская поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но скажу, на праздниках и свадьбах унылого духа нет, все радуются. Приемлемы уместные шутки, даже смех. Естественно звучит много текстов из Библии. На свадьбах в первую очередь идет библейское наставление. При праздновании бракосочетания на столах нет спиртного, мы не кричим «горько», нас радует само событие, по поводу которого совершается то или иное торжество. Говорить здесь можно много. Приходите на наш праздник, посвященный 100-летию начала проповеди Евангелия во Владивостоке, который будет проходить в Пушкинском театре 04 ноября 2012 года. Начало в 16 часов. Вход свободный. Адрес театра: Владивосток ул. Пушкинская 27. Рады будем, если Вы посетите наш праздник.


окончание текста читать здесь