?

Log in

No account? Create an account

Править запись | Следующая запись

Епископ ЕХБ Приморья В. Г. Трохименко о ситуации с выселением Центральной церкви ЕХБ, о религиозной свободе в России, об отношениях с властью и о многом другом

- Владимир Григорьевич, года два назад в светских СМИ прошла информация о том, что число протестантских церквей на Дальнем Востоке превысило количество православных. Судя по обсуждениям в интернете, реакция общества на эту информацию была довольно нервной. Вы сможете сказать, сколько на самом деле на Дальнем Востоке протестантов вообще и евангельских христиан-баптистов в частности?


- Я тоже считаю, что протестантских церквей на Дальнем Востоке действительно больше, чем православных. На это повлияло много факторов: и исторические, и политические, и экономические, и религиозые. А насчет несколько нервной реакции на эту информацию хочется сказать, что многие хотели бы иметь однообразное религиозное пространство, в котором простому обывателю не нужно было бы задавать себе вопросов и ломать голову. Но это не свобода. Это философия человека, который находится в рабстве. У него нет выбора. «У которых бог века сего (сатана) ослепил умы» (2Кор.4:4). Сатана всех людей ввел в единообразие тьмы. У них нет выбора: тьма или свет. Свободный человек имеет выбор. И свободными людей делает Христос: благодаря Ему человек оставляет тьму и идет к свету.

Абсолютно точной информацией о числе протестантских церквей на Дальнем Востоке я не обладаю. О числе зарегистрированных протестантских церквей и групп информацию можно получить на сайте министерства Юстиции России. Но есть большое количество незарегистрированных церквей, которые реально существуют и трудятся, распространяя Евангелие среди российского народа. По моим подсчетам, верующие-протестанты составляют 0,5-0,7% в общем населении региона. Баптисты составляют 0,05-0,07%. Но это цифры не точные, приблизительные. Точной статистики по этому вопросу вообще не существует.

- А вообще можно ли сравнивать число членов протестантских церквей и православных верующих, методики подсчета ведь совершенно разные?

- Принципы организации протестантской церкви и организации православной церкви несколько отличаются между собой. Протестанты в организации своих церквей придерживаются простого евангельского порядка: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я (Христос) посреди них» (Матф.18:20). Поэтому там, где поселяются евангельские верующие, вскоре появляется церковь. Для протестантов на начальном этапе организации церкви не обязательно иметь специальное здание: они могут собираться и в частных домах или в арендуемых помещениях. Наше российское законодательство позволяет зарегистрировать церковь, как религиозную организацию, при наличии десяти человек, а группу – при четырех и более. Принцип организации православной церкви несколько другой, и вследствие этого процесс возникновения церкви у них более длительный.

У многих протестантских церквей есть такое хорошее понятие как «членство». Члены протестантской церкви регулярно посещают свои богослужебные собрания, активно участвуют в жизни своей общины, добровольно берут на себя ответственные обязанности. И это на безвозмездной основе. В православии же такого понятия как «членство» нет, а есть понятие «прихожанин», который пришел и ушел, - и никакой ответственности, и никаких обязательств. Когда еще раз придет в церковь? Не хочу сказать, что все такие православные верующие. Я видел искренних верующих, которые ревностно поклоняются Богу и в православной церкви. Но это очень небольшое число людей.

- В общественное сознание настойчиво внедряется штамп о том, что протестантизм, дескать, к нам был завезен в «лихие 90-е» иностранными миссионерами. Насколько это соответствует действительности?

- Написано: «Они будут верить лжи» (2Фесс.2:11). Я считаю, что такое мнение о малом историческом возрасте протестантизма распространяется для того, чтобы сделать его несущественным, малозначительным, и чтобы на него не обращали внимания. На самом же деле евангельское движение имеет славную длительную историю не только в мире, но даже в нашем Приморье. Но прежде чем говорить об истории спрошу: «С какого времени людей пугают «страшными баптистами»?» Эти байки идут от конца 50-х годов.

Появление протестантских верующих в Приморье мы прослеживаем еще с самого начала XX века. Официальные источники подтверждают, что в 1909 году баптисты уже собирались на свои собрания в нынешнем Лесозаводске. А в 2012 году общины баптистов Уссурийска и Владивостока будут праздновать 100-летние юбилеи начала проповеди евангелия в названных городах. Есть сведения, что еще до этого времени в Приморье начали служить пресвитерианские проповедники. Я не буду долго говорить об истории евангельского движения в Приморье. Будет лучше, если читатель прочитает об этом в книге «Авен-Езер». Автор Андрей Дементьев. Книга выпущена в 2011 году. Ее печатное издание можно найти в каждой баптистской церкви нашего края, а в электронном виде скачать здесь.

- Вокруг христиан-евангеликов в Приморье существует информационный вакуум. Часто нас стараются «не замечать», насколько это возможно. Делают вид, что мы не существуем. Это касается многих СМИ, а также властной и общественно-политической тусовки. Простой пример – регулярно проходящие в крае общественные конференции по вопросам семьи, религиозных межконфессиональных взаимоотношений или предотвращения наркомании и алкоголизма. На них приглашают обычно представителей четырех, не побоюсь этого слова, официальных религий: православия, ислама, иудаизма и буддизма. От протестантов изредка зовут только пастора Брокманна из Евангелическо-Лютеранской Церкви Владивостока (отнюдь не самой многочисленной протестантской Церкви в нашем городе). Это нормально?

- Однозначно ответить на эти вопросы не просто. Но по порядку.

Про «информационный вакуум». Церковь для многих – это закрытое общество. О ней судят по слухам, по словам других. Не каждый отважится войти в церковь и своими глазами увидеть, как живут верующие, и своими ушами услышать, о чем они говорят. А вдруг завлекут? А вдруг в жертву принесут? Помню случай начала 80-х годов. Я учился в медицинском институте. На один из христианских праздников к нам в церковь пришел заместитель декана нашего факультета и все собрание просидел в темных очках – хотел, чтобы его не узнали. И сегодня люди неохотно черпают сведения из первоисточника.

Стоит вопрос: как люди узнают о нас? Ответ: мы должны сказать о себе сами. Есть возможность издавать газеты (правда, это дорогое удовольствие). Есть интернет, где можно разместить сайт церкви и говорить о себе. К примеру, сайт нашей артемовской церкви ЕХБ в месяц посещает около 3500 посетителей. Есть другие варианты рассказать о себе. Надо искать. Представитель краевой администрации однажды мне сказал: люди ждут информации от вас, а вы молчите. Люди хотят знать вашу реакцию на различные события, а в ответ от вас - тишина. Всем надо трудиться в этом направлении, заявлять о себе.

Далее, про «тусовки». Сказать, что нас, баптистов, не зовут - это будет не честно. Совсем недавно, в декабре 2011 года, я присутствовал на заседании общественного совета при администрации края. Нас иногда приглашают на различные конференции, советы, которые организовывает комитет по связям с общественностью. Подобные встречи я посещаю и в Артеме, как пресвитер церкви ЕХБ этого города.

Но другой вопрос: как эффективно мы используем эти площадки, чтобы о себе заявить? И третий вопрос: кем мы о себе заявим? Кто мы: общественная организация или религиозная? От нас более ожидают общественно полезного действия. Мы готовы в этом участвовать. Но власти рассматривают церкви как бесплатное и незначительное приложение к службам государственной социальной помощи, ведь материальные возможности церквей очень ограничены. А ведь у церквей в сфере социальной помощи есть огромный потенциал: там люди честные, они не воруют, добрые, ответственные, посвященные, готовые жертвовать собой ради ближнего. Вот если бы ручеек от государственного финансового потока на социальную помощь был проведен через общественные организации, где трудятся верующие люди, – это принесло бы большую пользу обществу.

Но это не главная наша задача. Более значимым для нас является распространение Благой Вести о Христе. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мар.16:15). Так говорит Христос. А этой задачи и нужды в этом власть имущие для себя не видят. И мы не понимаем до конца друг друга. А сатана, «князь мира сего» всегда будет противиться проповеди Евангелия.

- Как Вы оцениваете ситуацию с религиозной свободой и равенством конфессий в России?

- Оценку «хорошо» поставить не могу, но «удовлетворительно» - считаю вполне достаточно. Я еще застал время, когда были различные ограничения для верующих. Сегодня несколько проще. Всегда ли так будет? Не уверен. Появляются попытки ограничить религиозную свободу в некоторых элементах. Последняя, в октябре 2011 года, была связана с поправками в Закон о свободе совести и вероисповедании. Не все проходят. Сколько продлиться время свободы – не знаю. Но однозначно, долго оно длиться не будет.

О равенстве конфессий в России? Это продекларировано. На местах отдельные случаи нарушений встречаются. В этом вопросе меня пугает неграмотность людей. Многие протестантские церкви имеют государственную регистрацию своей религиозной деятельности, но все они внесены в список «секты». Слово пугающее, неприятное, с отрицательным смыслом. И делающее протестантскую церковь из разрешенной государством в запрещенную православием. Это ненормально. В конце концов это может привести к проявлениям межрелигиозной вражды.

- Как на местном уровне складываются отношения с РПЦ?

- У нас, баптистов, - никак.

- С местными властями удается выстраивать взаимоотношения?

- В разных местах по-разному. Есть случаи, когда руководители баптистских церквей имеют добрые отношения с администрацией населенных пунктов. Где-то не получается. Не всегда виноваты в этом представители власти. Не всегда верующие в этом виноваты. Бог призывает нас молиться о властях, о начальствующих, заботиться о благосостоянии города, в котором мы живем. Это, по слову Божьему, полезно всем.

- Владимир Григорьевич, что Вы думаете о ситуации с принудительным выселением Центральной церкви ЕХБ Владивостока из молитвенного дома?

- Прежде уточню. У церкви два строения, которые задействованы в одном ансамбле для богослужебного назначения: двухэтажное старое и храмовое. Администрация города требует освободить более старое двухэтажное здание.

Теперь ответ на вопрос. Я на стороне верующих. И не только потому, что это мои братья и сестры по вере. Здание, которое сегодня является объектом спора, было передано церкви в 1976 году исполнительным комитетом города Владивостока взамен прежнего Дома Молитвы, который подлежал сносу согласно градостроительных планов. И по закону спорное здание принадлежит церкви ЕХБ Владивостока. Если кто-то имеет виды на это здание, то он будет иметь дело с Богом. И мне жаль этого человека, ему лучше покаяться.

- Существует устойчивый стереотип, в том числе и среди верующих, о том, что христианам-протестантам предписано держаться подальше от политики. Как Вы это прокомментируете?

- Действительно, в среде христиан и за ее границами существует такое мнение. Оно появилось в период притеснений и гонения на христиан в нашей стране, когда верующих ограничивали во многом. И, может быть, как протест, появилось убеждение: нас не допускают до политики – мы туда не пойдем, ведь написано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор.1:26-28). Так было и с получением высшего образования. И даже гордились тем, что они (верующие) не интеллигенция, не имеют высшего образования.

Библия говорит несколько иначе. Она не запрещает сегодня тем, кто верит в Бога, заниматься политикой, иметь свой бизнес, иметь высшее образование. Есть в ней примеры искренне верующих в Бога людей, которые исполняли обязанности государственной службы (Иосиф), которые были военнослужащие (Корнилий), врачи (Лука), бизнесмены (Варнава).

Каждый верующий является и гражданином своего государства и может использовать все свои гражданские права в полном объеме. В том числе заниматься и политикой. И самое важное, чтобы верующий человек, делая свои политическую карьеру, оказался чистым перед своей совестью, перед законом и перед Богом. Если у него получится выполнить так, это будет хорошо.

Относительно себя, как пресвитера церкви, как епископа, выскажу свое убеждение. Очень не желательно, чтобы священнослужитель, имеющий рукоположение, занимался политикой. Его назначение – пасти Божье стадо. Это обширнейшее служение, где времени всегда не хватает. Рядовой член церкви, если у него есть к этому способности, может заниматься политикой. Только при условии, что он сохранит свою совесть чистой и перед собой и перед Богом. Но это очень трудно.

- Что бы Вы хотели сказать (пожелать) читателям?

- Всем читателям пожелаю выбрать для себя Божьи благословения. В книге Второзаконие 11 глава 26 стих есть такие слова: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». Кто-то подумал: а что здесь выбирать? Конечно, благословение! Я скажу, прекрасный выбор. Прочитайте следующие два стиха, и вы увидите, как делается правильный выбор, его механизм:
«благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
а
проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете».

Если кто-то из читателей пожелал себе Божьих благословений, возьмите Библию, читайте ее каждый день и исполняйте ее слова. Это слово Бога.

Божьих Вам благословений.

Вопросы Андрея Дементьева, пресс-служба ОЦЕХБ ПК