?

Log in

No account? Create an account

Править запись | Следующая запись

Свет во время скорби

Биография шведского миссионера Августа Линдстедта (August Lindstedt), несшего весть о Христе для русских в эпоху великих исторических потрясений. Он проповедовал и у нас во Владивостоке в начале 20-ых.

 

 

 

 

Авторы: Руфь Линдстедт, Андрей Дементьев
 


----------

В основе этой статьи лежит биографический очерк, написаный Руфью (Ruth) Линдстедт, для семейного архива Линдстедтов в 1995 году. Руфь приходтся невесткой Августу, то есть женой его старшего сына - Ларса Марвина Линдстедта. Очерк нигде ранее не публиковался. Андрей Дементьев сделал перевод и адаптацию текста для русскозычных читателей, а также внес ряд дополнений.

---------


Август Линдстедт родился 2 января 1887 года, близ Вастанфорса (Vastanfors) в Швеции, первым из шести детей. Его отец был литейщиком на сталелитейном заводе. Мать звали Анна Каролина Ларсдоттер (Anna Carolina Larsdotter). Это была бедная семья, жившая в простом некрашенном доме.

Август смог закончить только 6 классов в школе. К этому времени его отец тяжело заболел и в конце концов умер от «черных легких». Чтобы помочь матери и прокормить младших братьев и сестер Август пошел работать на тот же сталелитейный завод, где трудился его отец.

Неизвестно, когда и как Август уверовал в Господа Иисуса, и когда он был крещен. Известно, что еще молодым человеком он получил откровение: Бог хочет, чтобы он проповедовал Благую Весть о спасении через Иисуса Христа для жителей России. В том время в Европе и Америке многие христиане остро чувствовали необходимость нести Евангелие россиянам. Нужно сказать, что Россия и в то время была страной, достаточно закрытой для европейцев, - особенно для христианских проповедников и особенно во время Первой мировой войны.

Август стал готовиться к миссионерской работе в России. К 20 годам он закончил Баптистскую библейскую школу в шведском городе Оребро (Orebro). К этому времени его братья и сестры были достаточно взрослыми, чтобы помогать семье.

Во время обучения в школе Август одновременно трудился пастором баптистской церкви в городе Кумла (Kumla). Август получил возможность въехать в Росиию в 1915 году, - вместе с группой инженеров, которых наняли для создания завода стальных тросов и обучения русских рабочих. Этот завод строился на Урале, - в Екатеринбурге.

Август трудился на заводе, одновременно проповедовал Евангелие, изучал русский язык и постигал нашу культуру. Между тем политическая ситуация в стране стремительно ухудшалась. Во время Октябрьской революции 1917 года власть в стране взяли большевики. Завод, на котором работал Август, был национализирован. В конце декабря 1917 года Август вместе с остальными шведами был вынужден бежать.

Перемещение иностранцев по России в то время были очень опасно. С большим трудом им удалось достичь Петербурга, откуда они выбрались на ледоколе, специально присланном шведским правительством для спасения своих граждан. Это был последний корабль, на котором можно было покинуть страну до того, как море сковал лед.

Вернувшись в Швецию, он снова стал пастором. Время, проведенное в России, дало ему знание русского языка и культуры, а также некоторое понимание политической ситуации в стране. Его чувство Божего призыва к миссионерской работе в России за это время только усилилось. Однако возможность вернуться появилась нескоро.

Август неоднократно пытался отправиться в Россию под эгидой Британского Библейского Общества и других миссионерских организаций, но безрезультатно. Они не видели возможности для работы в этой стране, большая часть которой находилась под властью коммунистов.

В июне 1921 года Август встретил Эрика Валдмара Олсона (Eric Waldmar Olson) который собирал средства среди шведских христиан для миссионерской работы во Владивостоке.


Ситуация во Владивостоке


Олсон был шведом, который в 1914 году эмигрировал в США и служил там пастором баптистской церкви. Он также стремился к проповеди о Христе в России. Олсон начал учить русский язык и в 1917 году оставил свою церковь, чтобы посетить русский Библейский Институт в американском городе Филадельфии (Philadelphia), где надеялся найти единомышленников. Там он познакомился с Яковом Винсом, - баптистским пастором из Самары, при царе высланном из страны за проповедь Евангелия. Когда самодержавие рухнуло, Винс решил вернуться.

Миссионерскую работу Винса поддержали немецкие баптисты и меннониты Америки, а Олсон нашел поддержку у американских шведов. В июне 1919 года они вместе прибыли во Владивосток.

Нужно отметить, что первая евангельская церковь во Владивостоке возникла в 1912 году. Она была смешанной — состояла из евангельских христиан и баптистов. Ее собрали благовестник Всероссийского Союза евангельских христиан Яков Никитич Ходюш и крестьянин-баптист из Сибири Ефим Викентьевич Забудский. Спустя несколько лет местная церковь разделилась на церковь евангельских христиан и церковь баптистов. Пресвитером баптистской общины был брат Забудский. К моменту приезда Винса и Олсона в этой церкви было от 30 до 40 членов.

Винс и Олсон совершили поездку по баптистским церквям и группам российского Дальнего Востока. Винс вообще-то собирался отправится в центральную Россию и посетить свою общину в Самаре. Однако из-за бушевавшей в то время в Сибири гражданской войны не смог этого сделать, оставшись на Дальнем Востоке. Он выбрал Благовещенск, где сразу стал пастором местной церкви.

А Олсон вернулся во Владивосток, присоединившись к Забудскому. Олсон много трудилося и вскоре сформировал желающию служить Господу команду из местных христиан, а также приезжих проповедников, которые спасались здесь от коммунистов. Бог обильно благословлял их служение и крещения происходили практически еженедельно. Через год (в июне 1920 года) Олсон вернулся в Америку для переговоров, поиска сотрудников и средств к миссионерской работе. В июне 1921 года он отправился в Швецию с той же целью. Там он и встретил Августа Линдстедта.


Встреча с Маргарет


Август с радостью откликнулся на предложение работать с Олсоном. Кроме того, ему удалось договориться о поддержке миссии со стороны церквей Швеции. По пути они еще раз заехали в США, чтобы забрать семью Олсона из Джеймстауна (Jamestown), штат Нью-Йорк, а также чтобы продолжить сбор средств и найти еще соработников.

В Энджелвудской (Engelwood) баптистской церкви Чикаго на призыв проповедовать в России откликнулась 22-летня Маргарет Бергсколд (Margaret Bergskold). Поскольку она была музыкантом и учительницей, а они надеялись открыть во Владивостоке Библейскую школу, это было как дар небес. С ними также вызвались ехать еще две других молодых христианки, однако впоследствии их отговорили родственники и друзья.

Мать Маргарет, Агнес Теолинда (Agnes Teolinda), была категорически против поездки дочери в кипящую Россию. Однако когда Маргарет пообещала, что ее пребывание в России продлится только год или около того, разрешение с неохотой было дано. Команда отплыла из Ванкувера 18 мая 1922 года.

Отправляясь в плавание, Маргарет думала, что Август женат. Она пришла в шок, когда узнала, что он холост. Так или иначе, к концу этого длительного путешествия, когда судно причалило к берегу Иокогаме, они были помолвлены. Они написали письма домой и попросили благословения на брак.

Мать Маргарет была крайне возмущена. Как дочь ее выполнит свое обещание? И что за человек был Август, которого она не знала, и который был намного старше ее дочери (на тот момент ему было 35 лет)? Мать была против такого брака. Однако до Маргарет материнский запрет не дошел. Они обвенчались с Августом 8 января 1923 года во Владивостоке. С матерью Маргарет смогла поговорить только во время своего первого отпуска, в ноябре 1924 года, когда она и Август вернулись из Маньчжурии с младенцем Ларсом Марвином на руках. После чего конфликт был улажен. Но мы забегаем вперед.

На что они жили? У Маргарет была стипендия. Что касается средств от церквей Швеции, обещанных Августу, то местный казначей собирал их успешно, однако потом решил отсудить себе. Он так не выслал Августу ни одной шведской копейки. Так они и жили только на стипендию Маргарет, пока Олсон не назначил Августу зарплату - $50 в месяц.


Служение во Владивостоке


Итак, летом 1922 года они прибыли во Владивосток. Власть в это время находилсь в руках у белого генерала, Михаила Дитерихса, бывшего сподвижника Колчака. Дитерихс все еще надялся повернуть вспять ход истории России и освободить страну от коммунистов. В Приморье были дислоцированы довольно мощные силы белой гвардии.

Дитерихс был глубоко верующим человеком, православным. Видя, что местное население слабо поддерживает белое движение, он объявил эту войну войной за веру. Еще в 1919 году в армии Колчака создавались отдельные воинские части, сформированные по религиозному признаку — православные и исламские. Такие части отлично зарекомендовали себя в боях. Дитерихс надеялся повторить подобное в гораздо большем масштабе и в Приморье. Через несколько месяцев выяснится, что широкой поддержки народа он не получил. Возможно, это было связано с тем, что Дитерихс пользовался помощью японских интервентов. Для нас важно, что Дитерихс, судя по всему, терпимо относился к христианам-протестантам.

Общая численность членов баптистских (без евангельских христиан) церквей и групп в южной части Приморья составляла 725 человек. Центры были во Владивостоке, Никольске-Уссурийском (ныне г. Уссурийск), и Сучане (ныне г. Партизанск). Однако эти цифры не являются достаточными для характеристики работы благовестников, которые трудилась здесь во имя Христа. По-видимому, число обращенных к Господу было значительно больше: однако здесь тогда была очень высокая текучесть населения из-за потока военных, а также беженцев, спасавшихся от коммунизма и пытавшихся через Владивосток покинуть страну.

Прибыв во Владивосток, миссионеры всецело погрузились в работу по организации Библейского института, который был необходим для подготовки проповедников и миссионеров. К 13 июня 1922 года организационная работа была завершена. Сам институт открылся в Никольске-Уссурийском 4 сентября. Его директором стал местный пастор Николай Иванович Пейсти, помимо него в качестве преподавателей трудились Август, Маргарет, И. Осипов и А. Перминова.

Миссионеры также надеялись открыть приют для сирот и заручились одобрением местных властей. Им даже выделили под приют помещение бывших солдатских казарм. К сожалению, Библейский институт просуществовал только 6 месяцев, а приют так и не открылся. Осенью 1922 года красные разбили белых и в ноябре вступили во Владивосток. С начала 1923 года со стороны коммунистов начались гонения на христиан.

В 1923 году здесь актвно начало работать ОГПУ. Многих людей вызывали на допросы. В январе 1924 года вызвали Августа. Коммунисты знали, что Август во время революции 1917 года находился в России, и они хотели, чтобы он рассказал, что тогда видел. Иностранцу не следовало бы видеть те неудачи и ту жестокость. Они хотели добиться, чтобы он никому не рассказывал об этом..

Во время допроса Маргарет, которая тогда была на 6-м месяце беременности, нервно расхаживала перед 2-этажным зданием ОГПУ. Время от времени конвоир выводил оттуда кого-то из арестованных, тыкая ему в спину штыком. Что будет с ними? Что будет с Августом? Маргарет волновалась и молилась. В то время враги государства запросто исчезали и никто никогда о них больше не слышал.

Наконец появился Август. Один, без конвоира. Он так и не дал никакого обещания большевикам. Однако, видимо, они не решились окончательно забрать иностранца. Случилось так, что в это время в ОГПУ находился один еврей. Он сказал: "Вы не можете повесить ему замок на рот. В любом случае он просто безобидный шведский проповедник. Дайте ему уйти".


Миссия в Китае


Вскоре после этого Август и Маргарет перебрались в Манчжурию, - в Харбин. К этому времени в городе находилось не менее 200 тысяч русских — это были работники КВЖД и толпы беженцев, спасвшихся от коммунистов. Многие беженцы осели не в Харбине, а в маленьких городках вдоль КВЖД.

В Харбине была довольно большая русская баптистская церковь. Ее пастором с лета 1923 года стал бывший пастор Владивостокской церкви (сменивший там Забудского) латыш Роберт Андреевич Фетлер. Роберт был младшим братом Вильгельма Фетлера, - одного из руководителей российских баптистов при царской власти. Вскоре туда же из Благовещенска прибыл Яков Винс, в то время возглавлявший Дальневосточный Союз баптистов.

В сентябре 1923 года в Харбинской церкви произошел конфликт между Фетлером и Винсом. Винс хотел отстранить от работы Фетлера и иностраннцев. Причины конфликта до сих пор остаются загадкой. В полемике использовались национальные чувства русских. Большинство членов церкви поддержало Винса, часть церкви осталась с Фетлером. Произошел раскол.

Несмотря на это Эрик Олсон решил, что миссия должна перебраться из Владивостока в Харбин и там продолжать свою работу. В Харбине в семье Линдстедт появился первый ребенок — Ларс Марвин. В то время семья жила на стипендию Маргарет, плюс $ 50 в месяц, которые выплачивал Августу Олсон. Обещанная Августу некогда финансовая помощь из Швеции так и не пришла.

В октябре 1924 года Олсон неожиданно для всех объявил о ликвидации миссии и вернулся домой. Его решение вызвало шок у шведско-американских баптистов, поддерживавших работу миссии, и с которыми он даже не посоветовался. В результате Николай Пейсти остался в Харбине, но работал уже вне рамок миссии. Подробнее о его судьбе можно прочесть здесь. Роберт Фетлер уехал в Латвию, где стал пастором церкви в Риге. Семья Линдстедтов вынужденно вернулась в Америку.

Когда их поезд прибыл в Чикаго, никто их не встретил. Маргарет позвонила домой с вокзала с просьбой приехать. Ответ был уклончивым. Они хотели взять такси, однако родные вскоре подъехали.

Кстати, Август и отец Маргарет, Карл Бергсколд, потом очень хорошо поладили. И даже мать Маргарет примирилась с ним. Однажды мать спросила Маргарет, почему она вышла замуж за него. "Потому что я его люблю", - сказала Маргарет. Вот и все.

Август был приглашен служить пастором Первой шведской баптистской церкви в Омахе, штат Небраска. Эти месяцы были счастливы и плодотворны. В июне 1925 года к Августу обратились с просьбой возобновить работу миссии среди русских эмигрантов в Харбине. Семья Линдстедтов горела желанием продолжать это служение, так что вскоре они на пароходе "Президент Джефферсон" вновь пересекли Тихий океан.

В Китае, вдоль границы с СССР, в то время жили сотни тысяч русскоязычных беженцев. Август стал опекать русские церкви в этих районах. Он был отважным человеком, который чувствовал, что Бог хранит его семью. Даже когда вскоре в Китае разгорелась гражданская война, он остался в Харбине. Лишь когда Маргарет готовилась к рождению сына Олафа, Август перевез семью во временное убежище в Сеуле, Корея.

Вообще это была очень беспокойная семья, которая меняла место жительства каждый год-два. Справедливости ради надо отметить, что иногда это было вызвано политической ситуацией. Ларс Марвин, которому сейчас 86 лет, до сих пор помнит, как китайские солдаты, отступая перед японцами, срочно меняли военную форму на гражданскую одежду. Август обоснованно полагал, что дезертиры, занимавшиеся грабежами, могут принести беду его семье.

Семья жила в Харбине до 1929 года, а затем перебралась в Шанхай, вслед за перемещениями больших потоков русских беженцев. Между тем в 1929 году в США начался самый сильный за их историю экономический кризис, который получил название Великая Депрессия, и помощь миссии иссякла. Тем не менее Линдстедты продолжали миссионерское служение среди русских эмигрантов. В 1931 году они вернулись в Харбин. Спустя год началсь японская оккупация Манчжурии.

Харбинская церковь насчитывала более 500 членов и имела 5 дочерних церквей. За эти годы сотни и сотни людей прошли через церкви, некоторые пребывали там всего лишь несколько месяцев. Со временем очень многие уезжали в другие страны.

Русские проповедники и пасторы часто приходили обедать с Августом. За обедом они обсуждали свое служение, свои надежды и планы. В церквях современной России это называется "братские встречи". Около 1933 года Линдстедты помогли пастору Петрову, недавно сбежавшего из России после пребывания в ГУЛАГовском лагере. Петров сумел организовать в Китае приют для детей без каких-либо ресурсов или спонсоров.

Война

Многие русские эмигранты уезжали на юг Китая. В 1935 году вслед за ними и семья Линдстедтов перебрались в Тяньцзинь, где они объединили усилия с семьей Потловых (которых знали еще по совместному служению во Владивостоке), чтобы создать новую русскоязычную церковь. Пастором церкви стал Потлов.

Дети Линдстедтов сидели в церкви в первом ряду и размахивали ногами, а Август следил за ними. Он руководил хором. Иногда он проповедовал. И часто Маргарет и он пели в квартете с Потловыми. Маргарет аккомпанировала на фортепиано.

В 1938 году началось японское вторжение в Китай, которое было прелюдией ко Второй мировой войне. Тяньцзинь попал под японское влияние. Все время пребывания в Китае семья жила под угрозой применения силы любой из воюющих сторон. В 1940 году Линдстедты перебралась в Шанхай вместе с Потловыми. Им довелось наблюдать воздушные бои с крыши своего дома. Ларс Марвин собрал коротковолновое радио, чтобы слушать новости. Это было незаконно, но это лучшее, что он мог сделать.

Когда началась Вторая мировая война, город был оккупирован японцами. Линдстедты избежали интернирования, положенного американцам, благодаря шведскому гражданству Августа. Маргарет и младшие мальчики могли бы бежать на корабле с эвакуированными в Гоа, Индия, в 1942 году. Но семья предпочла остаться вместе. Это стало возможным благодаря тому, что шведский посол дал Маргарет шведский паспорт. Когда японские солдаты однажды пришли, чтобы забарть ее в концлагерь, она показала им этот паспорт. Они ушли ни с чем.

Это было голодное время. Поиск пищи мальчики называли «творчеством». В овсянке, например, было огромное количество жуков и червей и перед приготовлением ее необхоимо было очистить от насекомых. Марвин и Олаф выезжали в сельскую местность, чтобы купить муку. Это было опасно, потому что приходилось преодолевать японских часовых. Мальчики слезали с велосипидов и отворачивались, чтобы часовые не видели их лиц. Китайские деньги практически ничего не стояли. Для взрослых иностранцев потеря 40 фунтов веса была обычным делом. Китайцы страдали еще больше.

К концу войны у Августа резко ухудшилось здоровье, - сказалось плохое питание и отсутствие медицинской помощи. В 1947 году он вернулся в США.. Оттуда он и ушел в сретенье Господу в феврале 1950 года, - в возрасте 63 лет.

Его сын Олаф был банкиром, под конец жизни возглавившим собственный банк. Другой сын, Карл, работал продавцом в магазине. Оба к настоящему времени уже скончались. Младший сын, Рой, занимается брокерским бизнесом, живет в Северной Каролине.

Наконец, старший сын, Ларс Марвин, пошел по стопам отца, став миссионером. Около 36 лет длилось его миссионерское служение на Филиппинах. Он организовал 4 церкви на двух островах. Позднее он был сначала профессором, а затем и президентом Библейского колледжа. Д-р Ларс Марвин Линдстедт - автор ряда духовных книг, в числе прочего он вместе с с филиппинскими сотрудниками перевел на себуанский язык сборник псалмов для богослужений. Сейчас он на пенсии, живет в Миннесоте.

"Мое детство прошло среди русских, - вспоминает он. - Наш разговор дома за столом легко переходил с русского на английский и на шведский. Образование я получал на английском языке, но культура, в которой я жил, была русской. Имена соработников отца мелькают в голове: Шадрин, который плакал вмести с людьми, кающимися, чтобы принять Господа; Леонтьев, чья Библия, казалось, открывается автоматически на том стихе, который он хотел прочесть; Пуке, эмигрировавший в Австралию и доживший там до глубокой старости; Осипов, чей огромный рост, густые черные брови, борода пугали меня в детстве; Петров, который основал сиротский приют в Харбине; Потлов - отец моего лучшего друга, который привел меня к Богу и крестил . . . Контакты с русскими продолжаются до сих пор, и после моей отставки. У нас много беженцев, приехавших в США из России, Украины, Молдавии... Бог был добр ко мне и позволил мне служить Ему в проповеди им и помогать приспосабливаться к жизни в США"

А русские баптисты, бежавшие в 20-30-е годы от коммунистов в Китай из Приморья, постепенно разъехались по всему свету. О некоторых из них что-то известно. Так, В. М. Леонтьев в 50-е годы был пастором русской баптистской церкви в Брисбене, Австралия. П. В. Потлов - пастором Первой русской баптистской церкви Сан-Франциско. В. В. Шадрин, последним из русских пасторов оставив работу в Русской миссии в Китае, перебрался в Австралию и нес служение там. Об основателе Владивостокской церкви Е. В. Забудском известно, что в 40-х годах он был пастором русскоязычной церкви в Шанхае... О большинстве неизвестно ничего. Их потомки сейчас живут в Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, США, Канаде, и только Господь ведает, сколько же всего людей пришло к Богу благодаря работе Русской миссии. Но все уверовавшие, - и те, кто эмигрировал, и кто живет в Приморье сейчас, являются важной частью единого народа Божия...

Comments

( 8 комментариев — Добавить комментарий )
fobor
Aug. 21st, 2010 11:26 pm (UTC)
Позвольте поздравить Вас! Впечатляющее исследование. Но такие вещи грех оставлять только на уровне блога: они должны публиковаться. Правда, с религиоведческой школой у нас в Приморье, как-то не очень, но проходят же конференции, издаются сборники. Да и не ограничивается научный мир Приморьем.
Подобная информация непременно должна быть в научном обороте.
baptisti_vl
Aug. 22nd, 2010 03:42 am (UTC)
спасибо, мне приятно слышать.

Что касается публикации... Этот материал довольно сильно перекликается с одной из глав книги по истории евангельского движения в Приморье, которую я сейчас заканчиваю (в этой главе он будет полнее и гораздо лучше иллюстрирован, в том числе ранее не публиковавшимися фотографиями) и надеюсь, что в скором будущем она выйдет в свет. Книга охватывает весь период, когда существование здесь евангельских групп подтверждено документально - с 1898 года по настоящее время.

Я опубликовал этот варинат в блоге, поскольку у меня были определенные договоренности с д-ром Ларсом Марвином Линдстедтом, - а так бы я все держал до выхода книги, где будет много неожиданнных вещей...
(Anonymous)
Aug. 22nd, 2010 01:07 am (UTC)
Опечатка.
Просьба исправить опечатку:

.... Тем не менее Линдстедты продолжали миссионерское служение среди русских эмигантов. В 1931 году они вернулись в Харбин. Спустя год началсь японская оккупация Манчжурии....
( пропущена бука Р в слове эмиг антов)
baptisti_vl
Aug. 22nd, 2010 03:44 am (UTC)
Re: Опечатка.
исправил, спасибо
(Anonymous)
Oct. 8th, 2010 03:14 am (UTC)
Игорь Кожанов
Андрей,приветствую!
Да,материал действительно сильный! С нетерпеньем жду книгу.
Хотел спросить.
А более детально известно,как Август получил откровение о проповеди в России?
baptisti_vl
Jan. 8th, 2011 01:16 pm (UTC)
Re: Игорь Кожанов
Игорь, я тебе на братском ответил

Edited at 2011-01-08 01:21 pm (UTC)
(Anonymous)
Jan. 8th, 2011 05:25 am (UTC)
А Олсон вернулся во Владивосток, присоединившись к Забудскому. Олсон много трудилося и вскоре сформировал желающию служить Господу команду из местных христиан, а также приезжих проповеников, которые спасались здесь Приветствую Вас!В слове "проповедников" пропущена буква "д"- приезжих проповеников написано у Вас. Люба Бойкова.
baptisti_vl
Jan. 8th, 2011 01:14 pm (UTC)
Приветствую Вас, Люба.
Поправил, спасибо:)
( 8 комментариев — Добавить комментарий )

Page Summary